Дидактические аспекты использования Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка Фаевцова Ольга Евгеньевна
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Фаевцова Ольга Евгеньевна. Дидактические аспекты использования Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08, 13.00.02.- Курск, 2006.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/672
Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ 11
1.1. Предпосылки использования информационных технологий в образовательном процессе вуза 11
1.2. Сущность и содержание Интернет-технологий в образовании .25
1.3. Особенности педагогической деятельности преподавателя в условиях применения Интернет-технологий 42
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 68
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 71
2.1. Современное состояние проблемы использования Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку 71
2.2. Экспериментальная технология преподавания курса страноведения на основе использования Интернет-ресурсов 91
2.3. Анализ эффективности внедрения эмпирической программы в курсе по страноведению 124
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЯ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 159
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время является актуальной разработка подходов к использованию дидактического потенциала современных информационных технологий в развитии личности обучаемого, раскрытии его творческих способностей, формировании у него способностей к альтернативному мышлению, повышении качества
Именно поэтому в настоящий момент модернизация всех уровней образования в России осуществляется через внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Создание особых моделей и новых подходов способствуют развитию у студентов умений работать с большим объемом информации, отбирать, анализировать и применять необходимый учебный материал, предполагающий развитие умений ориентироваться в социокультурной среде и знакомиться с ролевым репертуаром в рамках данной профессии.
Эффективное решение указанной задачи сопряжено с педагогическим обоснованием взаимосвязи лучших средств традиционного обучения и информационных технологий с формированием дидактически целесообразной информационно-обучающей среды.
Различные аспекты информатизации образовательного процесса высшей и средней школы рассмотрены такими исследователями, как А.А. Андреев, М. Кастельс, Н.А. Кузнецов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В. Barman Haag, J. Campbell, M. Davidson, D. Laurillard, L.C. Ragan и др.
Обоснованные указанными авторами общие принципы и методологические установки создают базу для раскрытия возможностей использования Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка. Однако дидактические и методические аспекты информационно-коммуникационного обучения раскрыты недостаточно, в практике преподавания иностранного языка отсутствуют специализированные программы, в которых бы прослеживалась взаимосвязь традиционных и
4 рых бы прослеживалась взаимосвязь традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.
На основе вышеизложенного нами была сформулирована проблема исследования: педагогические условия, формы и методы эффективного использования современных информационных технологий (Интернет-ресурсов) в формировании у студентов общеучебных умений и навыков. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс иноязычного образования студентов.
Предмет исследования: дидактические возможности использования Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка. Задачи исследования:
выявить предпосылки использования информационных технологий в образовательном процессе вуза;
раскрыть сущность и содержание Интернет-технологий и определить возможности их использования при изучении иностранного языка;
выявить особенности педагогической деятельности преподавателя в условиях применения Интернет-технологий;
разработать технологию использования Интернет-ресурсов и выделить критерии отбора учебного материала при изучении иностранного языка.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что эффективное использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка будет успешным, если:
интегрировать современные Интернет-ресурсы с традиционными учебными пособиями;
создать условия для повышения творческого и интеллектуального потенциала студентов за счет самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой;
моделировать различные коммуникативные ситуации с учетом индивидуальной речевой деятельности студентов.
5 Методологическую базу исследования составили научно-исторический подход к изучению процесса становления современных информационных технологий в обучении; междисциплинарный подход, интегрирующий теорию с практикой изучения языков и культур; коммуникатив-но-деятельностный и личностный подходы к образованию; философское положение о взаимосвязи вербального и социокультурного уровней речевой деятельности; компетентностный подход к страноведческой подготовке студентов.
Теоретической базой исследования послужили:
концепции информатизации общества и образования (А.А. Андреев, Е.И. Выштынецкий, Б.С. Гершунский и др.);
теоретические основы информационных технологий, разработанные в педагогике, психологии, методике обучения (В.П. Беспалько, А.Е. Войскуновский, В.Я. Ляудис, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина и
др-);
теории системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических процессов (В.П. Беспалько, А.В. Петров и др.);
теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий, А.А. Дикая);
теория компьютерно-опосредованной коммуникации (О.П. Крюкова, А.Ю. Уваров, В. Bannan Haag, D. Laurillard, S.E. Reushle и др.);
-теория межкультурной коммуникации (В.В. Красных, М.М.Назаров, С.Г. Тер-Минасова, А.А. Alexander, Н. Milton, L.S. Harms, Н. Lamson, F.M. Grittner и др.).
- деятельностная теория усвоения знаний (В.М. Величковский, А.Н.Ле
онтьев и др.);
-современные подходы к обучению иностранным языкам: личностно-ориентированный (И.А. Зимняя, СВ. Кульневич, О.В. Сухих); коммуникативный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов и др.); социокультурный (Н.Д. Гальскова, С.Г. Тер-Минасова, В.В. Сафонова, J. Barter, М. Byram, М. Canale, Ph. Jones, CI. Lavery, P. McNuety, P. Narley, M. Swain, P.Q. Zeqine и др.); компетентно-
6 стный подход в профессиональном образовании (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Г.Б. Корнетов, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татур, N.L. Cooke, W.L. Heward, F. Spooner и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ ме
тодологической, педагогической, научно-технической, психологической и ме
тодической литературы по вопросам исследования;
-обобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование, моделирование систем и процессов;
-методы эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение, собеседование, тестирование и педагогический эксперимент;
- статистические методы обработки данных опытно-экспериментального
обучения и графическое представление результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: факультеты иностранных языков, информатики и вычислительной техники Курского государственного университета.
Организация и этапы исследования.
I этап (2000-2002 гг.) - изучение состояния проблемы на современном
этапе; анализ соответствующей литературы (педагогической, методиче
ской) по проблематике; анализ существующих страноведческих программ;
определение требований, предъявляемых к таким программам, макси
мально обеспечивающих оптимизацию учебного процесса; выявление педаго
гических возможностей использования современных информационных тех
нологий в обучении иностранному языку; разработка экспериментального
курса страноведения с использованием Интернет-ресурсов; проведение пре-
дэкспериментального среза, диагностика навыков отбора и анализа информа
ции посредством Интернет-ресурсов.
II этап (2002-2004 гг.) - разработка модели учебного процесса, основан
ного на интеграции традиционных и информационно-коммуникационных
7 технологий и ресурсов; организация экспериментального обучения с целью формирования навыков отбирать, анализировать и использовать учебный материал, обеспечивающий рост профессиональной компетентности выпускников вузов.
III этап (2004-2006 гг.) - продолжение экспериментального обучения; уточнение факторов, влияющих на формирование необходимых умений и навыков; организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов; проведение постэкспериментального среза с целью выявления эффективности предложенной модели учебного процесса.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:
- выявлены предпосылки использования информационных технологий
в образовательном процессе вуза;
-раскрыты дидактическая сущность и содержание Интернет-технологий и возможности их применения в иноязычном образовании студентов вуза;
-определены компоненты педагогической деятельности и выявлена специфика работы преподавателя в условиях применения Интернет-технологий;
- разработана и экспериментально проверена технология развития умений
студентов находить, анализировать, использовать материалы Интернет-ресурсов
с последующим применением этих умений в самостоятельной работе; определе
ны критерии отбора учебного материала при изучении иностранного языка.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что созданная технология использования Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка углубляет представления о средствах педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов, вносит вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки специалистов языковых факультетов вузов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная программа по страноведению, направленная на поэтапную интенсификацию самостоятельной работы студентов с Интернет-ресурсами, формирование норм коммуникативного поведения на основе аутентичного материала, используется при разработке курсов лекций и практических занятий на языковых факультетах вуза. Учебно-методические материалы, содержащие оптимальные формы и способы использования традиционных форм обучения совместно с Интернет-ресурсами, применяются при подготовке студентов, а также при модернизации образовательного процесса в системе постдипломного образования.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечены всесторонним анализом проблемы при определении методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; опорой на достоверные результаты научных исследований в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка; результатами опытно-экспериментальной работы, контрольным сопоставлением полученных данных с массовой образовательной практикой, использованием статистических методов обработки результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
Применение информационных технологий в учебном процессе способствует развитию у студентов умений исследовать, отбирать, использовать информацию как основной материал для получения знаний, т.е. формирует их профессиональную компетентность.
Возможности Интернет-технологий включают в себя: компьютерные обучающие программы, обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, средства телекоммуникации (электронную почту, телеконференции, форумы, чаты) и электронные библиотеки. Интернет-технологии (автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет) при изучении иностранного языка позволяют студентам со-
9 вершенствовать социокультурную компетенцию путем использования аутентичных материалов, отбираемых в Интернете.
Роль преподавателя меняется в учебном процессе в связи с новыми дидактическими возможностями применения Интернет-технологий, целями и задачами обучения, она направлена на сотрудничество и сотворчество со студентами, на осуществление совместного поиска и анализа результатов. Педагог скорее выступает в роли советчика, партнера, который направляет деятельность студентов, способствует их самостоятельному исследовательскому поиску.
Технологическая модель отбора необходимой информации из Интернет-ресурсов направлена на поэтапное формирование социокультурной компетенции и профессиональной компетентности в соответствии с определенными критериями.
Дидактическими условиями развития у студентов умений отбирать необходимую страноведческую информацию являются установление инте-гративных связей между традиционными и нетрадиционными формами обучения с использованием как учебных пособий, отрывков из художественных фильмов, так и аутентичных материалов Интернет-ресурсов (сайты, тематически обусловленные и направленные на определенного пользователя, в соответствии с целью исследования), раскрытие педагогических возможностей Интернета в процессе изучения иностранного языка; построение алгоритма поиска необходимой информации; актуализация субъектного страноведческого опыта студентов; конструирование самостоятельных и творческих форм обучения; вовлечение студентов в активную профессиональную поисковую деятельность (подготовка курсовых работ профессиональной направленности).
Апробация результатов исследования проходила в 2000-2006 гг. на факультетах иностранных языков, информатики и вычислительной техники Курского государственного университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на совместном заседании кафедр теории и методики преподавания
10 иностранных языков и педагогики и психологии развития Курского государственного университета. Различные аспекты содержания диссертации излагались в докладах на международных конференциях, проходивших в г.Курске (2003-2005гг.), в г. Москве (2004, 2006 гг.) и в г. Компьене (Франция, 2005 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Предпосылки использования информационных технологий в образовательном процессе вуза
В 40-60-е годы XX века внедрение технологического подхода учеными США, Англии и других стран напрямую было связано с созданием технических средств обучения. Большое внимание уделялось программированному обучению.
В 70-80-е годы XX века к программированному обучению подходят с точки зрения его места в учебном процессе, увеличивается количество дисциплин, появляется учебное телевидение. В учебный процесс постепенно входит компьютерное обучение. Понятие «педагогические технологии» дополняется «приемами оптимизации образовательного процесса» (Ю.К. Ба-банский, 1981).
В 90-е годы XX века возникают компьютерные лаборатории, расширяется количество педагогических программных средств, используют средства интерактивного видео.
Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития - переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации.
«Информатизацию» в широком смысле слова можно рассматривать как процесс перестройки жизнедеятельности общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны. При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в образовании и культуре [1;4].
Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века [83]. В наше время очевидна необходимость формирования и развития российского информационного общества. Этот процесс носит глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. К основными признаками информационного общества следует отнести следующие черты: формирование единого информационно-коммуникативного пространства России как части мирового информационного пространства, создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда [55].
Изменения в технологическом укладе сегодня происходят в достаточно короткий срок. Вместе с этим кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к последующим изменениям. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях. Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления «точек» и методов воздействия, которые обеспечивают нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями. Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка, взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следовательно, и сохранению национальных традиций и культурного наследия своей страны, а также должна способствовать развитию информационной культуры.
Что же мы понимаем под «информационной культурой»? «Информационная культура» - это осмысление современной картины мира, широкое использование информации и ее анализ, реализация прямых и обратных связей с целью ее адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде [1;5].
Реальная информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, преодоление барьеров при использовании средств вычислительной техники и т.д.
Сущность и содержание Интернет-технологий в образовании
Интернет - крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть, состоящая из более чем 10500 сетей, к которым подключены около 2 млн. компьютеров и насчитывающая более 15 млн. пользователей в 50 странах. Темпы роста Интернет насчитывают 15% в месяц [1].
Наиболее значимым для нас выступает понятие «Интернет-технологии». «Интернет - технологии» - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Данные технологии можно разделить на две большие группы: с избирательной и с полной интерактивностями. («Интерактивность» - непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).
К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде - банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательной интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию.
Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь, синхронную и асинхронную связь и т.д.
Надо сказать, что в условиях нашей страны (огромная территория; сильная дифференциация субъектов РФ по экономическим, а главное интеллектуальным ресурсам) основным принципом информатизации должен выступать региональный принцип, т.е. создание развитой информационной среды должно происходить регионально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем. В этой связи, рассмотрим состояние информатизации образования нашей области и направления решения данной проблемы.
Понятие «Интернет - ресурсы образовательного назначения» можно раскрыть в следующей логической интерпретации: ресурс - информационный ресурс - информационный ресурс образовательного назначения - интернет-ресурсы образовательного назначения.
Понятие «ресурс» трактуется в соответствии со словарем русского языка [114] как «запасы, источники чего-нибудь».
Классическими категориями данного понятия в индустриальном обществе являются такие виды ресурсов как: материальные ресурсы, природные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, энергетические ресурсы и т.д.
В информационном обществе акцент внимания и значимости делается на информационный ресурс, который существовал всегда, но не имел четкого определения и не рассматривался с точки зрения какой-либо определенной категории, например, экологической.
Большая часть неопределенности была снята в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», в котором под «информационными ресурсами» понимаются отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
В контексте образовательного значения «информационный ресурс» -это симбиоз понятий «информация» и «знание».
При этом понятие «информация» рассматривается как совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес, подлежащих регистрации и обработке. В свою очередь информация, представленная в виде, удобном для обработки, называется данными или статичной информацией. С данными человек имеет дело тогда, когда представленное не содержит того, что с ним можно или нужно предпринимать.
Современное состояние проблемы использования Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку
Использование информационных технологий в преподавании иностранных языков началось более 50 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом осознают необходимость и эффективность интеграции информационных технологий в учебный процесс.
В своей статье «Использование компьютеров в преподавании иностранных языков» М. Воршер обозначил 3 основных этапа использования компьютерных технологий в преподавании иностранных языков. Этот поход носит название CALL или Computer Assisted Language Learning, что означает изучение иностранных языков с помощью компьютера. Для каждого этапа характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод [179;1].
Первый период в развитии CALL, начавшийся в конце 50-х и применявшийся до 60-70-х годов и условно названный бихейвиористским, основан на популярной в то время бихейвиористской теории преподавания. Компьютерные упражнения, созданные в тот период, тренировали навыки обучаемых (грамматику и письмо) путем повторения. Главным принципом компьютерных программ было «упражнение и тренировка» («drill and practice»).
Компьютер лишь частично выполнял функции преподавателя, он воспринимался как устройство, представляющее только учебный материал студентам. Устоявшаяся модель тренировочных компьютерных упражнений действовала по принципу: презентация - тренировка - контроль.
Сторонники бихейвиористской теории обучения приводили следующие доводы в защиту этого метода: периодическое повторение материала необходимо в процессе обучения, компьютер идеально подходит для упражнений, основанных на повторении, так как он «не устает» и обеспечивает объективную оценку, компьютерная программа позволяет каждому студенту работать в собственном темпе.
Однако уже к концу 70-х - началу 80-х годов бихейвиористский подход к использованию компьютеров в преподавании терял свою популярность в силу многих причин. Во-первых, бихейвиористский подход к изучению языка был опровергнут на теоретическом и практическом уровне. Во-вторых, появление персональных компьютеров открыло целый ряд новых возможностей. Это стало началом нового коммуникативного периода, основанного на коммуникативной теории, популярной в преподавании в 80-е годы. Сторонники нового метода считали, что «упражнения и тренировка» не дают возможности общения на изучаемом языке. Основными принципами коммуникативного подхода к применению компьютерных технологий явились: акцент на использование языковых форм в речи, имплицитное преподавание грамматики, акцент на создание студентами собственных предложений и текстов, а не на использовании готовых, отсутствие традиционной системы оценки (правильно / не правильно), возможность несколько вариантов ответа, максимальное использование изучаемого языка в процессе преподавания, взаимодействие: студент-компьютер, студент-студент.
Появилось целое поколение новых компьютерных программ, созданных по принципам коммуникативного подхода. Во-первых, видоизменились программы, основанные на тренировке навыков. Как и раньше, компьютер содержал правильный ответ, но нахождение ответа требовало самостоятельного поиска, самоконтроля и взаимодействия студентов. Во-вторых, были разработаны специальные программы, нацеленные на письменное обсуждение спорных тем, общение между студентами и развитие критического мышления. В-третьих, появились новые программы, не содержащие конкретного языкового материала, но дающие студентам возможность использовать уже имеющиеся навыки в общении, а также понимать речь на изучаемом языке [174].